+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Право первой брачной ночи: кто имел на них права и как они исполнялись. Бесчеловечное право первой ночи: больше, чем средневековый миф

Содержание

Сайт

Право первой брачной ночи: кто имел на них права и как они исполнялись. Бесчеловечное право первой ночи: больше, чем средневековый миф
sh: 1: –format=html: not found

Уважаемые посетители, вы находитесь на сайте “Атеизму-нет”, являющегося результатом 15-летнего общения автора с истово неверующими людьми. Автор не ставит себе целью унизить или оскорбить атеистические чувства. Вера или Атеизм – это личное дело каждого.

 Но, к сожалению, воинствующие атеисты “сами лезут” и пытаются обосновать православным верующим свою позицию чересчур воинственно, не чураясь самых грязных методов в критике РПЦ, прямой лжи Невзорова и призывов к нарушению конституционных прав верующих, прикидываясь при этом еще и сакральными жертвами.

  Мы научим вас “Как спорить с атеистами”.

Атеизм

Атеизм считается его адептами “установкой по дефолту”, потому что его нет нужды доказывать. На самом деле “мировоззрением по дефолту” обладает глухонемой аутист в карцере. Ему еще более нет нужды кому-либо что-либо доказывать. Однако наука, которую так превозносят атеисты строится в том числе и на доказывании гипотез и теорем.

Древние греки,  считавшие человека растением, а землю диском в отличие от христиан, которые верили в шаровидную Землю тоже поступали “по дефолту” – не умножая сущностей, как завещал великий монах Оккам.

И лишь христианские ученые, изобретя опыты и построив средневековые университеты, запустили верующих космонавтов в космос, после чего стал окончательно ясно что Земля – шар, а атеисты лгут.

За счет чего воинствующий атеизм в последнее время добился успехов в обращении людей в свою веру и в свои светские обряды? За счет оголтелой пропаганды, основанной на манипуляции сознанием. Школьникам и студентам через всякие Кредо.

вру внушается что они носители “разума, логики и здравого смысла” защищающие науку и светскую жизнь от угнетения религией и священников-педофилов, которых по данным западных СМИ намного меньше чем светских педофилов.

Школьникам от такой лести продажных журналистов становится приятно и они с еще большим усердием и злобой генерируют и распространяют антирелигиозный бред вконтакте про то, что якобы церковь торговала сигаретами, надевая в знак борьбы маску Анонимуса, который (внезапно!) был вообще-то религиозным католиком.

  Хотя и вполне себе ученые секуляристы настоятельно объясняют им, что “Секуляризм – не атеизм”, а светская этика – противоречива и нелепа. Неудивительно что атеистов начали подозревать в неадекватности, в то время как корень этой неадекватности возможно лежит в психопатологических комплексах и невежестве. Атеисты не читают Конституцию и не разбираются в Библии

Наука

Нет наверное такой сферы человеческой деятельности к которой бы атеисты не примазывались так яростно как наука, которую они считают чуть ли не своей собственностью. На самом деле христианская наука возникла задолго до того, как атеисты стали заметны и опирались христианские ученые не только на “противоречия в Библии”.

Причем сами атеисты убивали ученых, в таких количествах, что невольно поражаешься как у них хватает совести еще трубить на каждом углу о нескольких мучениках науки, которые пострадали не за науку, а за оккультные взгляды, которые породило язычество.

 Увы, и сами атеистические ученые призывали к репрессиям, создавали оружие массового поражения и проводили опыты над людьми. 

История

 По количеству генерируемого атеистического бреда с “научным атеизмом” практически на равных конкурирует “атеистическая история”.

Атеистическим пропагандистам надо доказать что раньше (во времена христианской цивилизации) все было плохо, ад, трэш и бесполезность религии.

А как только атеисты пришли к власти, все вдруг стало хорошо, мир, дружба,  жвачка и атеистический компьютер. Но суровый исторический анализ показывает что:

Чтобы присвоить себе всех хороших людей, и спихнуть религии всех каннибалов. маньяков и атеистических преступников, атеисты пытаются представить верующими Гитлера, Чикатилу, Сталина и коммунистов до кучи. А чтобы показать что религия плохая только христианская, создают миф про Добрые религии Востока.

А чтобы показать что РПЦ – плохая,  а другие церкви – хорошие, форсят метод ЭРЛа.

А ведь Церковь делает много добра в социальной сфере и в медицине, заботится о женщинах и даже платит налоги (хотя атеисты уверены что не платит)  – как и говорит Патриарх Кирилл, у которого есть хорошие часы, но который не строит из себя православного святого.

Аргументы атеистов

Среди атеистов твердо укоренена вера в здравый смысл и атеистическую логику, которыми они якобы легко побивают “поповские сказки”. Особенно в  этом уверены школьники из Вконтакта, уверенные что любую тему можно легко раскрыть картинками.

Наиболее популярны у pro-двинутых людей, претендующих на звание “интеллектуальной элиты общества”, карикатуры на толстых попов, которые якобы даже не имеют право иметь свое церковное имущество и якобы катаются все сплошь на джипах и мерседесах, а тем временем народ голодает.

При этом как спасителей народа лицемерно воспевают большевиков, которые катались на Роллс-ройсах вообще-то и жили как буржуи перед простым народом и уничтожали культурные ценности.

Также высмеивается внешний вид священников, хотя бороды и мешковатые одежды носят ученые, а красивые женщины носят православные платочки ибо дресс-код. 

Атеисты призывают людей бросать религию потому что православные святые отцы, не такие уж и святые, но сами почему-то не торопятся рвать паспорта на том основании что у власти окопались коррупционеры, а светская преступность намного превышает преступления религиозных фанатиков. Оказывается что светские фанатики гораздо опаснее религиозных фанатиков, Светский гуманизм не совсем гуманен, а Либерализм опасен для человека, в том числе своей гей-пропагандой среди детей. И это уже не говоря про то, что атеисты более склонны к наркотикам

И напротив, религия полезна для людей и помогает предотвращать самоубийства – об этом говорит и упрямая статистика.

 ————————

Поскольку в последнее время в интернете появился Учитель атеизма А.Невзоров, то мы подготовили цикл статей “Уроки деатеизма”, в котором в легкой и доходчивой форме объяняем как этот профессиональный лжец одурманивает мозги людям. Отдельно хотелось бы указать на оригинальный раздел Anti-absentis (в котором разбирается популярный околосредневековый бред)

 

{jcomments off}

Источник: http://www.ateismy.net/index.php?catid=36:history&id=82:c-q-q&Itemid=111&option=com_content&view=article

Право первой ночи

Право первой брачной ночи: кто имел на них права и как они исполнялись. Бесчеловечное право первой ночи: больше, чем средневековый миф

Материал из Posmotre.li

«Фигаро (Сюзанне, своей невесте): …если бы его сиятельство по случаю своего бракосочетания не отменил постыдного этого права, я бы ни за что не женился на тебе в его владениях.»
— «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Право первой ночи (лат. jus primae noctis, оно же «право сеньора», фр. droit du seigneur), существовавшее в Средние века в европейских странах — право землевладельцев и феодалов после заключения брака зависимых крестьян провести первую ночь с невестой, лишая её девственности.

В некоторых случаях крестьянин имел право откупиться от этого уплатой особой подати. Такое же право существовало во многих культурах индейцев Южной Америки для колдунов или для вождей, и возможно, существует у отдельных племён и сейчас.

Право первой ночи для родственников жениха и невесты существовало в отдельных африканских племенах и у балеаров на Балеарских островах.

Историки и поныне спорят, было ли право первой ночи где-то юридически кодифицировано, то есть, являлось ли собственно «правом», а не просто обычаем.

Большинство сходится на мнении, что такой кодификации не было, и право первой ночи являлось не более, чем обычаем (хотя средневековое законодательство во многих случаях и строилось не более чем на обычаях).

После появления позитивного права в эпоху Ренессанса и Новое время этот обычай в него не перешёл, но во многих местах продолжал практиковаться нелегально. Вплоть до XIX века правом первой ночи нелегально пользовались некоторые помещики-крепостники в России.[1]

Право первой ночи в Европе несло отголоски языческих культов. Во многих культурах кровь из женского лона считается ритуально нечистой даже сейчас, во время месячных действуют специфические правила и запреты. Плюс к этому общее для почти всех древних обществ особое отношение ко всем первым действиям.

В более дикие времена такое значимое действие, как лишение девственности, могло рассматриваться как весьма опасное для мужчины — и только вождь или, чаще, шаман, мог сделать это без вреда для себя за счёт специальной подготовки, особого защитного ритуала и т. п.

Так что далеко не всегда право первой ночи было правом, иногда оно могло быть обязанностью… Также иногда эту «опасную работу» старались поручить чужаку, который уйдёт, унеся с собой полученный в процессе мистический негатив (осквернение, проклятие).

На сеньора данная обязанность перешла, скорее всего, по традиции, сделавшись постепенно, в процессе размывания старых традиций, именно правом.

В фэнтези возможно множество вариантов этого «права», зачастую основываются на средневековом варианте. Но можно показать и инверсию: право крестьянской семьи прижить первенца от «благородных кровей», одну штуку.

Разумеется, по статусу это будет обычный крестьянин с какой-нибудь бастардской фамилией[2], но генетически… в фэнтези часто жалуют евгенику, а если у сеньора ещё и концентрация магии в организме повышенная, сразу становится ясно, зачем в семье кукушонок.

Литература[править]

  • М. Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
    • «Молоденькая девушка, сирота, имевшая большое поместье, вышла замуж за молодого человека, не имевшего ничего. Поместье девушки находилось в феодальной зависимости от церкви. Епископ потребовал конфискации принадлежащего девушке поместья на том основании, что она обвенчалась тайно и тем самым лишила церковь так называемого „права сеньора“. Девушка строила свою защиту на том, что представителем власти сеньора в данном случае был епископ, указанное право должно быть осуществлено либо самим сеньором, либо никем. А между тем другой закон, еще более древнего происхождения и установленный самой церковью, строжайше воспрещал епископу пользоваться таким правом».
    • «…она в ночь своей свадьбы отказала ему в том, что впоследствии получило название права сеньора, и, мстя за насилие насилием, пролила полрюмки его почти священной крови. На помощь невесте прибежал жених, думая, что жизни ее угрожает опасность, и вытолкал глубоко обидевшегося лорда. … Их швырнули сюда через час после того, как они совершили преступление. Девять лет они провели в непроницаемой тьме, замурованные в скале».
  • Песнь Льда и Пламени: право первой ночи является запрещённым обычаем, но кое-где на местах практикуется нелегально. Один из известных его сторонников — лорд Русе Болтон, который именно таким способом и обзавёлся незаконнорожденным (позднее узаконенным) сыном Рамси.

    • По словам Русе Болтона, правом первой ночи пользуются некоторые из горных кланов, лорды Скагоса и Амберы.
    • Во время свадьбы Сансы Старк с Тирионом Ланнистером Джоффри Баратеон грозится восстановить право первой ночи персонально для невесты. Она, разумеется, далеко не крестьянка — но это обычный для Джоффри беспредел.
    • А в старые времена даже Таргариены практиковали его. Поэтому в их обособленном домене — на островах Драконьего Камня — и встречалось так называемое «драконье семя» — быдланы с генами Таргариенов и некоторыми их особыми способностями, такими, как способность приручать драконов.
    • Очень любил такое лорд Гаргон Квохерис — за что благодарный отец одной из таких девиц открыл ворота Харренхолла (коим тогда владели Квохерисы) мятежнику, оскопившему и оставившему умирать Гаргона.
  • А. Белянин, «Меч без имени»  — шутки ради.

    Лия, паж ландграфа Скиминока, неожиданно обручённая с его оруженосцем Жаном, напоминает своему сюзерену про право первой ночи — с нескрываемым намёком.

  • Он же, «Профессиональный оборотень» — трагическая история одного из предков владельца замка, где гостят главные герои.

    К сожалению, на время его правления пришлось замужество пожилой, но весьма решительной дамы, желающей во что бы то ни стало выполнить свой долг перед сеньором. «Умер от ужаса в собственной постели, когда старая карга решительно начала раздеваться».

  • Ник Перумов, «Хранитель мечей» — в Эвиале право первой ночи в порядке вещей.
  • М. и С.

    Дяченко, «Скрут» — упоминается история, где жители деревни сами отдавали жен на первую ночь, так как хотели красивых детей от владыки.

    • «Скитальцы» — упоминается инверсия: боясь соблазнителей, аристократка-колдунья наложила проклятие на того, кто лишит девственности ее дочь. Предприимчивый жених в первую ночь привел к жене похотливого конюха, который вскоре ослеп и иссох.
  • В. Камша, «Белая ель». Господарь может лишить девственности любую девушку, но должен заплатить выкуп. Так что практичная свекровь и сама рада такой невестке.
  • Пол Андерсон, «Крестовый поход в небеса» («Крестоносцы космоса») — крутая похвальба барона Роже де Турневиля на переговорах с вестгорцами содержит упоминание о том, что барон за одну ночь 200 раз осуществил «право сеньора».

Театр[править]

  • Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» (по комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»). Невеста Фигаро Сюзанна имеет веские основания подозревать, что граф Альмавива хочет воспользоваться правом первой ночи — несмотря на то, что после своей женитьбы объявил об отмене этого обычая.

Кино[править]

  • The War Lord: конфликт фильма построен на том, что лорд не захотел возвращать невесту крестьянину после брачной ночи, а она согласилась остаться в замке в качестве любовницы-конкубины. И если жених смирился с законным правом лорда на первую брачную ночь, то с тем, что лорд решил оставить его невесту себе, смириться уже не смог.
  • «Храброе сердце»: король Эдуард I возрождает право первой ночи на территории Шотландии, чтобы уничтожить изнутри «шотландскую породу». Чтобы избежать этого унизительного обычая, Уильям Уоллес и его невеста Маррон венчаются тайно. Тем не менее, заканчивается всё печально: сначала Маррон пытаются изнасиловать английские солдаты, а затем её убивает местный шериф.
  • «Стрелы Робин Гуда»:«И маленькие дурачки будут от тебя!».

Аниме и манга[править]

  • Артхаусное аниме «Печальная Белладонна». В начале истории двое влюблённых крестьян, собирающихся пожениться, платят барону налог на венчание. К несчастью, хорошенькая девушка слишком понравилась сеньору, и он увеличивает «плату» в десять раз. Естественно, пара не в состоянии заплатить, и «сжалившийся» над новобрачными барон вместе со свитой в качестве компенсации насилует невесту в первую брачную ночь.

Примечания[править]

  1. ↑ В этом случае действительно была традиция, потому что помещик имел право и так на что угодно
  2. ↑ Как минимум, магическое установление отцовства им точно понадобится, чтобы понять, какую фамилию носить и от кого сколько грошей наследовать. Может, дитятко чисто крестьянское вышло, мало ли, ±пара дней по срокам.

Источник: https://posmotre.li/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%B8

Право первой ночи: почему это всех устраивало

Право первой брачной ночи: кто имел на них права и как они исполнялись. Бесчеловечное право первой ночи: больше, чем средневековый миф

Порой современных людей шокируют различные обычаи и традиции, которым следовали жители средневековой Европы.

Например, право первой брачной ночи, принадлежавшее феодалам многих стран, практиковалось и в крепостнической России. Крестьяне веками подчинялись власти барина, практически не протестуя.

Значит, не все так просто. Почему же всех устраивало, что невинности девушку лишает не ее жених?

Что за обычай?

Потеря девственности на языке медицины называется «дефлорация». По обычаю, это должно произойти в первую брачную ночь. В Средневековье правом совершить половой акт с невестой, если она и ее жених относятся к крестьянскому сословию, обладал их господин. То есть, феодал-землевладелец, чьи угодья возделывают семьи молодых людей, вступающих в брак.

Как правило, избежать выполнения своего долга перед дворянином было возможно, лишь заплатив своеобразные «отступные». Размер и форма такой подати, взимаемой господином со своих брачующихся крестьян, варьировалась в зависимости от страны и личной прихоти сиятельного графа или герцога.

Впрочем, с этим обычаем боролись некоторые представители власти и духовенства, в зависимости от их собственных взглядов. Например, еще в 1486 году король Испании Фердинанд II Католик (1452-1516 гг.) издал указ, запрещающий благородным сеньорам пользоваться дочерьми и сыновьями крестьян против их воли «за плату или без платы», а также спать в первую брачную ночь с невестой.

Французскую аристократию никто не сдерживал, правом первой ночи здесь пользовались открыто. Даже представители католического духовенства, которым часто принадлежали значительные наделы земли, занимались дефлорацией своих крестьянок. А кое-кто из дворян извлекал из этого выгоду, предлагая всем желающим за умеренную плату воспользоваться их правом на невинность девушек.

Отечественные дворяне тоже не отставали от своих западных «коллег». И хотя по законам Российской империи помещики не имели права на первую брачную ночь крепостных девок, многие пользовались этим обычаем. Полное бесправие русских крестьян позволяло господам делать с ними практически все, что угодно.

Чтобы не платить налог

Однако большинство жителей нашей страны и государств Западной Европы данный обычай вполне устраивал. И одной из причин, почему представители низшего сословия буквально подкладывали своих невест под феодалов, было нежелание платить соответствующую подать.

Крестьяне всегда жили небогато, лишних денег в их семьях не было.

Например, в «Книге бургундских обычаев» (историческом документе конца XIV века) говорится, что женившись на девушке, принадлежавшей другому дворянину, крестьянин обязан заплатить своему хозяину выкуп.

Уплаты можно было избежать, если заставить свою невесту gesir soubs le seigneur, что означает буквально «лежать под господином».

Размер подати на невинность девушки, которая позволяла избежать ночи с землевладельцем, зависел от его предпочтений. Так, в начале XV века на территории Нормандии жених мог «выкупить» право первой ночи у дворянина за 10 су, филейную часть свиньи и галлон вина. Некоторым крестьянам было жаль расставаться с деньгами и провизией, они предпочитали уступать графам и герцогам своих невест.

Некоторые русские дворяне еще и щедро одаривали молодые семьи, удовлетворив свои прихоти. Такая материальная помощь была весьма полезна людям, начинающим совместную жизнь.

Профессионал по дефлорации

Вопреки стереотипам, многим мужчинам не нравится лишать девушек невинности. Впечатлительных юношей отпугивают крики, боль, слезы и кровавые выделения юных красавиц.

Физиологические аспекты женского организма кажутся женихам ужасными. В пуританской Европе в браки часто вступали парни, не имеющие достаточного сексуального опыта.

Им было сложно совершить дефлорацию и физически, и морально.

Вот тут-то на помощь и приходили профессионалы, которые могли «сделать это» с девушками наименее болезненно и максимально безопасно, должным образом возбудив юную особу и не травмируя при этом ее хрупкую психику. Что и говорить, это задача, которая не под силу неопытным юнцам.

Не удивительно, что в 1507 году, когда мэрия французского города Амьен приняла закон, обязывающийсеньоров делить ложе с женами своих вассалов в первую брачную ночь, население положительно восприняло это решение властей. Дефлорация воспринималась многими людьми не как право, а как обязанность дворянина.

Некоторым графам и герцогам приходилось лишать невинности сотни девушек в год. Если пожилой сеньор уже не мог справиться со своей задачей, как следует, эту важную функцию брал на себя кто-то из его детей или младших родственников.

Истоки данного обычая уходят корнями в глубину веков. В дохристианской Европе считалось, что лишь шаман или вождь племени может совершить дефлорацию, не вызвав при этом гнев духов. Этим непростым делом занимались профессионалы. Отголоски языческих верований были сильны в народе. Только на смену шаману пришел синьор или… представитель духовенства.

Однажды обитатели мужского монастыря, расположенного в итальянском городе Пьемонт, даже обратились к местному епископу с просьбой освободить их от обязанности заниматься дефлорацией местных жительниц. Руководство католической церкви пошло им навстречу, заменив бытовавший обычай уплатой соответствующей подати.

Ребенок-бастард

Ни в одной стране мира положение крестьян не было завидным. Поэтому люди надеялись, что девушка забеременеет от помещика.

Если ребенок появился на свет через 9 месяцев после свадьбы, то барину сообщали о рождении незаконнорожденного сына или дочери.

Многие дворяне верили в свое отцовство, они щедро помогали крестьянской семье, давали деньги на содержание ребенка. Это позволяло супругам безбедно растить других детей.

Кроме того, некоторые помещики стремились дать своим бастардам достойное образование, что положительно сказывалось на их будущем. Незаконнорожденные потомки представителей знатных российских родов даже получали усеченные фамилии своих отцов. Например, бастард графа Воронцова был записан в документах как Ронцов, сын князя Трубецкого носил фамилию Бецкой, потомок Бестужева – Стужев и т.п.

Подтверждалась невинность невесты

В христианских странах невинность девушки часто была одним из обязательных условий ее замужества. Но далеко не все юные особы хранили девственность до свадьбы. Как же быть? Право первой ночи оказывалось им на руку, ведь так можно было все скрыть. Дескать, «это господин со мной сделал».

Что касается самого дворянина, то ему абсолютно все равно: невеста-то чужая. Зачем докладывать крестьянам, что юная особа оказалась весьма опытной и искусной в постели? Какое ему дело до людей, которых он и знать не желает?

Вот поэтому многие девушки не противились. Для большинства из них барская постель была доступна лишь в первую брачную ночь, и они этим пользовались.

Миф о первом мужчине

Во многих странах Европы бытовало языческое поверье, что первый мужчина очень важен в жизни любой женщины. Считалось, что он как бы оставляет на ней свой энергетический след, влияет на всех ее будущих детей, которые обязательно унаследуют его качества, независимо от того, является этот мужчина их биологическим отцом или нет.

Некоторые крестьяне хотели, чтобы их отпрыски позаимствовали хотя бы немного черт от «благородного» человека.

Источник: https://suharewa.ru/pravo-pervoj-nochi-pochemu-eto-vsex-ustraivalo/

Было ли на самом деле право лорда на первую брачную ночь? | Исторический документ

Право первой брачной ночи: кто имел на них права и как они исполнялись. Бесчеловечное право первой ночи: больше, чем средневековый миф

В современном обществе существует мнение, что дворянин-мужчина мог лишить девственности понравившуюся ему крестьянку. Об этом пишут авторы многих художественных произведений. Такой, якобы, обычай показан в фильме «Храброе сердце». Это был сюжет с Эдвардом Лонгшенксом, ставший очень эмоциональной и запоминающейся сценой. Но было ли так на самом деле? В этом вопросе надо разобраться.

О праве первой ночи упоминается в литературных произведениях

Мнение о том, что аристократы и особы королевского происхождения имеют право совокупления с любой понравившейся простолюдинкой, называется «правом первой ночи». И эта концепция всё расширялась.

Об этом упоминается в большой массе произведений последних нескольких веков.

В них описываются сцены, где лорд или другой знатный господин имел практику лишения невинности любую простолюдинку, проживающую на его владениях.

Впервые упоминание права барина на первую ночь появилось в письменном упоминании очень рано. Это была эпическая поэма Гильгамеш. В ней король Гильгамеш Урукский мог совершить половой акт с любым его подданным вне зависимости женщина это или мужчина.

Также такое право появляется в записях Геродота, которые относятся к V веку до нашей эры. В них он упоминает одного правителя, требовавшего от всех девушек, которые хотели вступить в брак, встать перед ним. Этот властелин мог взять девственность любой из них.

Это относилось к одному из ливийских народов.

Но из произведений позднего Средневековья и Ренессанса трудно понять, была ли такая практика. Но Вольтер всё же рассуждал о ней в своих философских работах в 1746 года.

Поэтому, кто был знаком с его работами, был уверен, что такая практика первой ночи всё же имела место. Вольтер осуждал это явление. Имеются тексты XV века, где написано о лорде Мауре, который требовал плату от невест, чтобы они не отдавали ему девственность.

Это была небольшая чисто символическая сумма, поэтому будущие мужья легко могли заплатить такой налог.

Вот поэтому можно сделать вывод, что право брачной ночи всё-таки существовало в те времена, но было оно символическим. Феодалы чаще использовали это право чисто символически.

Им было выгоднее получить деньги за девственность с жениха девушки.

В то же время правители курдов и народов Гавайев пользовались правом первой ночи, но непонятно было это связано только с невестами или касалось всех женщин.

Проблемы лорда

Но такое право доставляло лорду ряд проблем. Если дворянин всё же решился лишить невинности чужую невесту, то такое событие могло вызвать гнев молодого супруга и перерасти в бунт. Родственники жениха и невесты в таком случае могли взяться за оружие и восстать против лорда.

Также в имении аристократа свадьбы стали бы происходить тайно. Возможно, такие случаи и происходили в те времена. Имели место события, когда крестьяне убивали своего хозяина. Люди не могли мириться с таким произволом хозяина.

Во времена феодализма крестьяне фактически принадлежали своему лорду-хозяину, как и земля, на которой они проживали.

Традиция Байлагер

До конца так и не выяснено, как такое право появилось в Европе. Возможно, всё пошло от германцев.

В давние времена у них был такой обычай, по которому правитель княжества мог совершить половой акт с любой девушкой, которая собиралась выйти замуж. Эта традиция называлась «Байлагер».

Германцы думали, что кровь девственницы обладает волшебной силой. Но жених мог выкупить у правителя это право.

Выкуп права первой ночи

Историки в своём большинстве сходятся во мнении, что право первой ночи существовало и было привязано к определённым районам. Но им пользовались не в прямом смысле, а в виде уплаты пошлины.

За это феодал давал разрешение вступить в брак своим подданным. В некоторых местах такая традиция сопровождалась определённым ритуалом.

Вместо полового акта с чужой невестой, господин мог, например, перешагнуть через неё, тем самым, как бы совершив совокупление.

Конец права первой ночи

Те, кто утверждает, что такого обычая первой ночи не было, всё же не правы. Они конечно говорят, что нет никаких документов, которые подтверждали такие действия лордов. Но во времена Средневековья письменность была плохо развита, поэтому возможные записи не сохранились. Но всё же некоторые документы дошли до наших времён.

Сохранилось решение арбитражного суда, который состоялся в Гуаделупе в 1486 году. В нём записано, что король Фердинанд Католик запретил феодалам использовать право первой ночи с невестой, показывая свою власть. Так что в каком-то смысле такое право, хотя бы, теоретически, существовало.

Но в то же время, многие ли из феодалов решились осуществить его в прямом смысле? Да, насилие над женщинами со стороны хозяина конечно же было. Но было ли это сексуальным насилием? Скорее всего, в большинстве случаев, лорд только угрожал применить его по отношению к своим подданным. Веками люди выступали против такого унизительного обычая.

Но в имении каждого феодала существовали свои законы. Он оставался и богом, и судьёй, и палачом своих крестьян. Мудрые короли, такие как Фердинанд Католик и Альфонс Мудрый старались принимать законы, которые ограничивали бы произвол дворян.

В этом им помогала Католическая Церковь, выступавшая за укрепление брака. Поэтому канонические устои стали выше любых других традиций. Поэтому знать постепенно перестала вмешиваться в брачный процесс. Брак стал священным союзом.

Право первой ночи исчерпало себя.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/bylo-li-na-samom-dele-pravo-lorda-na-pervuyu-brachnuyu-noch/

Право первой ночи: как это работало в России

Право первой брачной ночи: кто имел на них права и как они исполнялись. Бесчеловечное право первой ночи: больше, чем средневековый миф

В традициях некоторых стран, в том числе и России новоиспеченный муж не всегда имел, казалось бы, законное право первым разделить ложе со своей суженой. И чаще всего интимная связь с чужим мужчиной для невесты была делом далеко не добровольным.

Удобный обычай

Право первой ночи – явление по понятным причинам не закрепленное никакими законодательными актами, существовавшее в родоплеменных культурах или странах с высоким уровнем социального неравенства.

Еще Фридрих Энгельс отмечал, что в традициях некоторых народов жених был последним человеком, кто мог претендовать на свою невесту в первую брачную ночь. Перед ним его суженой могли воспользоваться братья, дальние родственники и даже друзья.

В племенах Африки и Южной Америки первоочередное право на невесту имели шаманы или вожди, что объяснялось необходимостью обезопасить молодую пару от злых духов.

В средневековой Франции «Ius primae noctis» было своеобразной привилегией феодала, который спокойно мог позволить себе интимную связь с женой своего вассала.

По мнению историков, такая привилегия могла возникнуть из германского обычая Beilager, согласно которому крупные землевладельцы имели первоочередное право на сексуальный контакт с невестой любого из своих подданных.

В некоторых случаях вассал мог выплатить своему феодалу отступные и тогда тот отказывался от права пользования его женой.

Ученые справедливо ссылаются на отсутствие документов, подтверждающих право первой ночи в Средневековой Европе, однако косвенные свидетельства все же имеются.

К примеру, сохранившееся решение арбитражного суда в испанской Гудалупе от 1486 года, которое гласит, что король Фердинанд II отныне запрещает господам пользоваться привилегией провести ночь с невестой вассала, доказывает, что такое право все же было где-то прописано.

Любопытно, что право первой ночи, демонстрирующее произвол феодалов, в некоторых случаях могло быть выгодно невесте. Далеко не все девушки до замужества хранили девственность, которая считалась едва ли не обязательным условием замужества. Ночь, проведенная с господином, избавляла невесту от переживаний относительно преждевременно потерянной невинности.

Возрожденная традиция

По мнению этнографов, право первой ночи – обычай, весьма распространенный в языческой славянской культуре. Половой контакт с невестой мог иметь более искусный в любовных делах член племенной группы. Цель обычая – избавить молодую от травмирующего опыта.

Нередко правом первой ночи мог воспользоваться отец будущего мужа. Практиковалось также похищение невесты друзьями жениха. Согласно Василию Татищеву, обычай давать невесту в пользование старейшему общины или селения был запрещен княгиней Ольгой и заменен выкупом.

В трансформированном виде право первой ночи сохранилось и в христианской Руси. К примеру, в некоторых деревнях на свадьбе каждый приглашенный мужчина должен был несколько раз прижаться к молодой, имитируя половой акт: это якобы позволяло невесте морально подготовиться к первой брачной ночи.

В удаленных украинских селах до недавнего времени был распространен обычай, согласно которому жених должен был предоставить доказательства лишения невинности своей суженой. В случае неудачи ему давали еще два шанса. Если и они не имели успеха, то его место должен был занять старший родственник или самый опытный из свадебных гостей мужчина.

В середине XVIII столетия по мере укрепления крепостничества в России право первой ночи получило новый толчок.

Это тяжелейшее для крестьянства время, породившее «салтычих», практически не давало надежды крепостным противостоять произволу помещиков.

Хотя российские законы и позволяли защищать крестьян от злоупотреблений душевладельцев, на деле всесильная знать редко привлекалась к судебной ответственности, пуская в ход деньги и связи.

Русский писатель и общественный деятель князь Александр Васильчиков, владелец образцового имения Трубетчино, в своей книге «Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах» приводит немало фактов насилия, в том числе и сексуального, помещиков над крепостными, когда невинные крестьянские девушки в течение многих лет безнаказанно растлевались для удовлетворения похоти своего господина.

Произвол по-русски

К сожалению, в России не все помещики, подобно Александру Васильчикову, заботились о своих подданных. Обычно чем дальше о столицы, тем чаще фиксировались случаи злоупотребления положением и властью. Борис Тарасов в книге «Россия крепостная.

История народного рабства» сообщает, что если насилию со стороны более влиятельного соседа подвергались мелкие дворяне, то крестьянские девушки и вовсе оказывались перед ним беззащитны.

Принуждение к разврату, по словам Тарасова, было сродни отдельной повинности — своеобразной «барщине для женщин».

Историк Василий Семевский пишет, что некоторые помещики, проводившие бὀльшую часть времени за границей, на Родину приезжали с одной лишь целью – удовлетворить свою похоть.

К приезду барина управляющий имением должен был подготовить список всех подросших крестьянских девушек, каждая из которых попадала в распоряжение хозяина на пару ночей.

Когда список заканчивался, помещик ехал в другую деревню.

Русский публицист, выходец из богатого дворянского рода Александр Кошелев описывал это постыдное явление на примере своего соседа, молодого помещика С.

Этот барин, страстный охотник до «свеженьких девушек», не позволял состояться крестьянской свадьбе, пока не испытает достоинство невесты. Однажды родители одной из девушек на выданье не подчинились своеволию хозяина, пишет Кошелев.

И тогда помещик приказал доставить всю семью в дом, приковал мать и отца к стене и заставил их лицезреть, как он насилует дочь.

Этот случай обсуждал весь уезд, однако обладавшему влиянием молодому развратнику все сошло с рук. Впрочем, бывало, что власти все же наказывали распоясавшегося господина.

Так, в 1855 году суд определил тайному советнику Кшадовскому выплатить штраф пострадавшей за пользование правом первой ночи.

Только после отмены крепостного права традиция растления крестьянских невест в России пошла на убыль.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/76446-pravo-pervoy-nochi-kak-yeto-rabotalo-v-ro.html

Существовало ли право первой ночи?

Право первой брачной ночи: кто имел на них права и как они исполнялись. Бесчеловечное право первой ночи: больше, чем средневековый миф
отрывок из спектакля театра Сатиры “Безумный день или женитьба Фигаро” В роли Фигаро Андрей Миронов

Вопрос на самом деле не праздный.

Существовало ли это право на самом деле. Или это лишь мистификация историков?

Некоторые историки, считают, что этого права не было, как юридического акта.

Или, по крайней мере, оно применялось довольно редко.

Что же даёт повод считать так?

Дело в том, что изначально сама фраза «Право первой ночи» является не русским выражением, а переводным. Калькой с иностранного языка. Причём неоднократной. Дело в том, что выражение возникло в одном языке, потом было переведено на другой-третий-десятый, а уж потом только на русский. Представляете себе, насколько мог исказиться смысл после стольких переводов.

Право первой ночи на разных языках

Сразу оговорюсь. Исследование не лингвистическое, но мне просто интересен сам вопрос.

Изначально это выражение латинское Право первой ночи «jus primae noctis», дословно «право возложения ляжки».

Меня всегда восхищала изящность латинских изречений. Немцы высказались немного суровее: «Recht der ersten Nacht», тут понятно, дословно «право первой ночи».

Ну а французы, верные своей романтической натуре, называют этот обычай: «Droit de cuissage, Droit de prelibation», «право возложения бедра».

Ну, согласитесь слово «бедро» звучит как то изящнее чем «ляжка»

Что это значит?

Весьма возможно, что этим выражением определялась всего лишь традиция, что перед первой брачной ночью, господин символически перешагивал через постель, с возлежащей на ней невестой, тем самым подтверждая тот факт, что после свадьбы, она также становится его крепостной.

Ну, а вообще, представьте себе богатого помещика, владеющего несколькими сотнями, а то и тысячами крепостных крестьян. Это ж замучаешься с этим правом первой ночи. А вдруг она не в его вкусе.

Это шутка, конечно. Это ж именно право, а не обязаность.

Шутки шутками, конечно, а если даже это право и существовало, теоретически новоявленный жених мог откупиться от господина, уплатив ему особую подать. Размер этой подати, кстати, не уточняется, но, наверное, она была немаленькой.

Кто- то, возможно вспомнит вторую часть знаменитой трилогии Бомарше – «Женитьба Фигаро», где граф Альмавива, хочет восстановить, отмененное было право первой ночи и его выбор падает на невесту Фигаро.

К тому же, в графу «за», следует присовокупить еще один исторический документ.

Это сохранившееся постановление арбитражного суда в испанской Гваделупе от 1486 года, извещающее о том, что король Фердинанд II с нынешнего дня запрещает господам пользоваться привилегией провести ночь с невестой вассала.

Как видите раз была официальная бумага от короля, запрещающая что-то, значит это что-то было где-то прописано ранее. Впрочем, этот обычай, опять же мог быть негласным, но известным монарху.

Откуда оно вообще появилось?

Некоторые учёные, и в их числе такие мастодонты как Генри Морган (не пират, конечно) и Фридрих Энгельс, утверждали, что в первобытном обществе существовала традиция группового брака. Это и в самом деле так.

Ибо считалось, что мужчины, особенно воины, могли делить между собой нескольких женщин, чтобы в случае их возможной гибели осталось потомство.

Ну а для женщины подобный брак означал, сторона не останется без мужчины, который бы заботился о ней и защищал ее.

Таким образом, ППН возможно является отголоском вынужденной традиции древнейших племен, которые жили групповым браком, в те древние времена, когда еще не познали природу и не знали всех опасностей, а значит мужчина, например, мог погибнуть на охоте, напороться на дикого зверя. Вот тут и выручал групповой брак, он означал, что оставшуюся супругу и детей на произвол судьбы не бросят, и будут ухаживать и заботиться о ней.

Благородные индейцы

У многих индейских племён сохранялась похожая традиция, когда считалось, что первая брачная ночь отнимает много духовной энергии – маны, и таким образом, может быть просто-напросто небезопасной для здоровья обычного человека. И потому обязанность мужа в первую ночь выполнял вождь племени или шаман (жрец).

. Считается, что подобный обряд совершался не женихом, а скажем так должностным лицом, дабы не испугать неискушенного юношу видом пролитой крови.

В случае какой-либо физической особенности, при которых мужчина не мог (или считал, что не может) впервые исполнить свои супружеские обязанности.

Ну и последний вариант, более всего подтверждающий справедливость подобного права, если женщина выходила замуж повторно или имела связи до брака, она могла переночевать в доме господина, без совершения какого-либо акта, однако впоследствии, господин утверждал, что акт был совершен и будущая невеста является девицей (девственницей)

В случае , если мужчина погибал на охоте, то его соплеменник (обычно друг или родственник), приглашал вдову покойного, вместе с детьми, конечно к себе в вигвам и с этого момента заботился о ней, как о собственной жене. Этот обычай идет с древнейших времен, я уже говорил

Существует ли?

Но вернемся непосредственно к праву первой ночи. Что же заставляет усомниться в его существовании? Дело в том, что в исторических документах, само по себе, именно как понятие, ППН не встречается, только в совокупности с какими-то уточнениями.

Например, в одном из французских документов XV века, сохранилась запись за подписью самого владельца замка, Ларивьера-Бурде: “я… имею право взимать с моих людей и других, когда они женятся в моём владении, 10 турских су и филейную часть свиньи вдоль всего хребта и вплоть до уха, а также галлон любого напитка, присовокуплённого к этой провизии, либо же я могу и должен, ежели сочту за благо, лечь с невестой в том случае, когда её муж или его посланец не передаст мне или моему уполномоченному одну из вышепоименованных вещей».

Однако французские историки полагают, что это скорее шутливая угроза, нежели действительное намерение, с целью подчеркнуть хотя бы символическую власть феодала, в те времена, когда изначальная форма крепостной зависимости в значительной степени уже ослабла.

Здесь следует заметить, что сеньор изначально предполагает, что в первую очередь он возьмет натуральный налог со счастливо брачующегося – провизией и вином, либо же воспользоваться правом сеньора. Но нигде не сказано, что, это обязательно.

Право первой ночи в России

В России честно говоря с этим право дело обстояло неоднозначно .

В еще славянских обычаях была традиция, когда в первый раз с невестой вступал в контакт, более опытный в любовном искусстве человек, возможно и родственник. Однако это проводилось с согласия жениха и невесты, для того, чтобы избавить невесту от страха лишения невинности. Ведь человек не очень опытный мог травмировать возлюбленную как психологически, так и физически

В некоторых местах России и Украины, жених, должен был доказать, что все произошло нормально (как правило вывесить за окно простыню, с пятнами крови. А если у не го не получалось в первого раза, то ему давали еще две попытки. А потом его место мог опять же занять более искушенный родственник.

Но вернемся к праву первой ночи в России. Опять же, это право далеко не везде было документально закреплено.

И это скорее было не право первой ночи, а просто издевательство над несчастными крепостными крестьянами. Ведь они по отношению к помещику, были фактически бесправны.

Так было не всегда, но именно так обстояло дело с начала XVIII века почти до самой отмены крепостного права в 1861 году.

Вспомните, хотя бы знаменитую Салтычиху, а ведь она в конце концов, все же понесла наказание.

Но ведь было на Руси множество помещиков и мужского пола, и они порой, безнаказанно, удовлетворяли свою похоть с молоденькими крестьянками. Кто-то по принуждению, а над кем-то и вовсе совершалось насилие. Такие перегибы подтверждены историком, князем Александром Васильчиковым.

Некоторые помещики, проводя значительную часть времени за границей , домой, в Россию приезжали лишь только за удовлетворением низменных своих потребностей, и даже отдавали приказ, чтобы управляющий подготовил список всех подросших крестьянок.

Но я не стану здесь рассказывать обо всех ужасах и бесчинствах, творимых помещиками в своих маленьких мирках.

Выводы

Так как же считать. Существовало ли это право?

Официально, все же скорее всего далеко не везде.

Скажем так, это было скорее негласное правило. Тем паче, учитывая, что определение относится к феодальным временам, то мы можем вспомнить, что некоторые традиции и законы, на своей земле феодал мог устанавливать и отменять сам, без вмешательства верховной власти. В том числе, как обращаться со своими вассалами.

То есть феодал мог как воспользоваться своим правом, так и подобно, уже упоминающемуся графу Альмавива отменить свое решение… на время.

С вами был Станислав С. Кий.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. Впереди еще много интересного, да и позади тоже.

Источник: https://zen.yandex.ua/media/nvb/suscestvovalo-li-pravo-pervoi-nochi-5e660d54dbf48a391f4ca219

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.